Обратный звонок
Имя*:
Телефон*:
Введите код с картинки*:
Введите текст с картинки
Вызвать специалиста на дом

Выезд специалиста на дом осуществляется в пределах Москвы и Московской области.

Имя*:
Телефон*:
Направление*:
Введите код с картинки*:
Введите текст с картинки
Запись на прием
Имя*:
Телефон*:
Направление*:
Удобная Вам дата и время*:
Введите код с картинки*:

Течение и психопатология героиновой наркомании у лиц молодого возраста ч.2

Для помощи в сложных ситуациях вы можете обратится к нашему международному сертифицированному гипнолог-психологу - Синельниковой Алине

Подробнее >>>

Наш телеграмм канал - Лечение алкоголизма и наркомании.

Для получения лучших условий, при обращении в реабилитационные центры, сообщите, что Вы по рекомендации МедАвис (medavis.ru)
03/01/05

Результаты исследования

Анализируя особенности динамики и становления основных симптомов и синдромов подростков, употреблявших героин, а также характер и выраженность медико-социальных последствий этой болезни, можно констатировать наличие некоторых различий среди пациентов на одной и той же стадии заболевания. Они касались как тяжести и психопатологического оформления симптомов, так и сроков их формирования. Как говорят результаты клинико-статистического анализа, данные различия были обусловлены неодинаковым темпом течения героиновой наркомании.

Все исследованные больные в зависимости от темпа формирования героиновой наркомании были разделены на три группы.

В группу с высокопрогредиентным течением героиновой наркомании было включено сорок больных — 32,5 % (девятнадцать юношей и двадцать одна девушка). Возраст пациентов на момент первичного обследования находился в промежутке от 17 до 22 лет, средний возраст в этой группе составил 19,3 года (плюс-минус 1,4).

В группе со среднепрогредиентным течением зависимости оказалось сорок восемь пациентов — 39 % (двадцать три юноши и двадцать пять девушек), средний возраст которых составлял 19,5 лет (плюс-минус 1,3).

В третью группу с малопрогредиентным течением героиновой наркомании вошли тридцать пять пациентов — 28,5 % (девятнадцать юношей и шестнадцать девушек), средний возраст которых — 19,9 года (плюс-минус 1,4).

В основу определения типа течения героиновой зависимости были положены следующие характеризующие этапы формирования заболевания критерии: выраженность социальной дезадаптации, дефекта личности, психопатологической симптоматики, сроки становления первой и второй стадии героиновой наркомании (синдром повышения толерантности, измененной реактивности, развитие физической и психической и зависимости).

У больных с высокопрогредиентной формой течения героиновой наркомании полная психическая зависимость сформировалась срок от полумесяца до двух месяцев, причем в 35 % это произошло менее чем за две недели. Среднее значение — 0,86 месяца (плюс-минус 0,32).

В группе с низкопрогредиентной формой время формирования зависимости увеличивается до трех-шести месяцев (76 %). В этой группе испытуемых только у восьми человек (22,8 %) становление зависимости произошло за один-два месяца. Среднее значение — 3,72 месяца (плюс-минус 0,41).

Различия между этими показателями достоверны (р<0,05).

Что касается группы со среднепрогредиентным течением героиновой зависимости, то она ожидаемо заняла промежуточное положение, а сроки формирования первой стадии составляли, как правило, один-три месяца. Средняя величина — 1,61 месяца (плюс-минус 0,38).

Различия группы со среднепрогредиентным течением с высокопрогредиентным не достоверны (р>0,05), но достоверно с высокопрогредиентным (р<0,05).

Анализ становления физической зависимости показал такие же сроки, в группах сохранялась аналогичная пропорциональность. Явно быстрее физическая зависимость формировалась в группе с высокопрогредиентным течением, и, соответственно, медленнее — в группе с малопрогредиентным течением. В наших наблюдениях не было эпизодов, чтобы у пациента с быстро развившейся I стадией героиновой зависимости II стадия была отсрочена или наоборот.

В группе с высокопрогредиентным течением героиновой наркомании у всех пациентов вторая стадия сформировалась самое большое за два месяца, в среднем за 1,24 месяца (плюс-минус 0,42). В группе с малопрогредиентным течением то же произошло только через пять месяцев-год, причем у большинства пациентов(62,9 %) — через семь-десять месяцев, у семи из них — после года злоупотребления, а среднем — за 7,67 месяца (плюс-минус 0,43) при р<0,05.

Группа со среднепрогредиентным течением зависимости как всегда занимает промежуточное положение. Скорость формирования второй стадии в этой группе пациентов составляет, как правило, два-четыре месяца (97,9 %), среднее значение —2,71 месяца (плюс-минус 0,42) при р<0,05 в сравнении с высокопрогредиентным и малопрогредиентным течением.

По определению, синдром измененной реактивности — это измененная форма потребления, отсутствие защитных и реакций после интоксикации, измененная форма опьянения, высокая устойчивая толерантность. Он также становился в разные сроки и обладал неодинаковой степенью выраженности. Пациенты из группы с малопрогредиентным типом течения болезни, в отличие от групп с высокопрогредиентным и среднепрогредиентным, не переходили на внутривенный ввод героина.

С течением времени толерантность возрастала у всех пациентов, но если в группах со среднепрогредиентным и высокопрогредиентным типом течения суточные дозы колебались в промежутке от 1 до 2 граммов уличного героина, то в группе с малопрогредиентным доза составляла 0,5 грамма.

Средние сроки возрастания толерантности в группе с высокопрогредиентным течением заболевания составили 0,9 месяца (плюс-минус 0,19), со среднепрогредиентным течением — 1,54 месяца (плюс-минус 0,21), а с малопрогредиентным — 4,06 (плюс-минус 0,34).

Отличие группы с малопрогредиентным течением от групп со среднепрогредиентным и высокопрогредиентным течением статистически достоверно — р<0,05, а в группе с высокопрогредиентным и среднепрогредиентным течением статистически достоверного отличия не наблюдается, так как р>0,05.

Когда начинается регулярное употребление героина, происходит социальная, психическая и физическая дезадаптация больных, но ее выраженность в разных группах неравнозначна. Например, в группе с малопрогредиентным течением заболевания через год после начала наркотизации героином дезадаптация проявлялась незначительно: меньшая производительность в делах, учебе, снижение инициативности.

В группе со среднепрогредиентным течением дезадаптация обнаруживалась в виде частых прогулов учебы, воровстве вещей из дома, лживости, имеющей функционально-адаптивное значение.

В группе с высокопрогредиентным течением героиновой зависимости такими признаками служил паразитический образ жизни, наркоманы бросали работу и учебу, в порядке вещей были кражи, грабежи, перепродажа наркотиков, то есть ярко выраженная социальная, физическая и психическая дезадаптация.

Выраженность социальной дезадаптации через год после начала злоупотребления героином отражает таблица.

Симптомы социальной дезадаптации через год после начала злоупотребления героином

Статистически достоверные отличия в показателях (р<0,05) в данной таблице выражены между всеми тремя группами.

Итак, по срокам становления первой и второй стадии героиновой наркомании (развитие физической и психической зависимости, синдром повышения толерантности, измененной реактивности, а также выраженности социальной дезадаптации) группы с высокопрогредиентным, среднепрогредиентным и малопрогредиентным типом течения болезни отличаются друг от друга статистически достоверно. Но стоит отметить, что группы с высоко- и среднепрогредиентным течением отличаются большей схожестью, так как некоторые параметры достоверно не отличаются.

Высокопрогредиентный тип течения героиновой зависимости формируется у преморбидно-аномальных личностей, среди которых преобладают истероидно-возбудимые и аффективно-неустойчивые люди с крайне неблагоприятным микросоциальным окружением и негативными социальными установками. Для больных этой группы также характерна высокая преморбидная отягощенность — всего четыре пациента (10 %) не имели в анамнезе соматических заболеваний. Пациенты с высокопрогредиентным типом течения зависимости начинают употреблять героин в более раннем возрасте, чем при других типах течения заболевания — в 13,21 лет (плюс-минус 0,47). При этом причиной употребления героина у них зачастую является поиск эйфории.

Синдромы и симптомы заболевания формируются в короткие сроки — формирование I стадии исчисляется считанными днями — и ярко выражены. В постабстинентном состоянии характерны выраженные дисфории. Изменения личности в этой группе формируются за малое время и проявляются патохарактерологическими изменениями по невротическому, астено-ипохондрическому и эксплозивному типу, которые сочетаются с ярко выраженным морально-этическим снижением. По мере углубления болезни изменения личности прогрессируют, способствуя быстрой физической, психической и социальной дезадаптации пациентов.

К сожалению, курабельность большинства случаев высокопрогредиентного течения героиновой зависимости невысока: наркоманы не представляют себе дальнейшей жизни без наркотиков, не строят никаких реальных планов на будущее, не могут и не хотят самостоятельно менять свою жизнь. Обычно после выписки из отделения они ничем не заняты и, естественно, возвращаются в ту же негативную среду, что и породила их девиантное поведение и последующую наркотизацию. Ремиссии, как правило, отсутствуют или кратковременны. Чаще всего больные возобновляют наркотизацию сразу же после завершения терапии.

Среднепрогредиентный тип течения болезни чаще формируется у людей с неблагоприятным сочетанием факторов микросоциального характера и девиаций преморбидной личности. Патохарактерологическое развитие личности по неустойчивому типу было обнаружено у девяти пациентов (18,8%), также были выявлены истеровозбудимые акцентуации. Психический инфантилизм был найден в ходе исследования у семерых обследуемых (14,6 %). В данной группе среднестатистической соматическая отягощенность более ощутима.

Для таких пациентов характерной чертой является неустойчивость интересов, их узость, отсутствие духовных запросов и увлечений, влечение к безделью. Также такие больные испытывают дефицит мотивации поведения, уходят от ответственных ситуаций и решений, не имеют установки на трудовую деятельность, испытывают неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, утрачивают видение и осознание путей развития своей личности. Они отличались повышенной подражательностью, внушаемостью и подчиняемостью в поведении.

В постабстинентном состоянии для таких пациентов характерны астено-ипохондрический, невротический синдром, а иногда — дисфории. Со II стадии заболевания начинают формироваться личностные изменения, что, тем не менее, занимает несколько больше времени, чем при высокопрогредиентном типе болезни. Эти трансформации проявляются в виде заострения патохарактерологических изменений личности, как правило, по невротическому и астено-ипохондрическому типу с морально-этическим снижением. Со временем изменения личности нарастают и утяжеляются, значительно влияя на физическую, психическую и социальную адаптацию.

В случае малопрогредиентного течения заболевания в подавляющем большинстве случаев начало употребления героина приходилось на более поздний возраст, чем при среднепрогредиентном течении героиновой наркомании и, конечно, чем при высокопрогредиентном.

Длительность начальной стадии зависимости малопрогредиентного типа многократно превышает таковую при типичном, а тем более при высокопрогредиентном типе течения, исчисляясь не неделями, а месяцами. Вполне возможна длительность даже до нескольких лет. Для этого типа характерны меньшая тяжесть симптоматики и замедленное формирование. Отдельной особенностью является также длительное сохранение контроля над дозой и частотой приема героина. Способность управлять своим влечением, ограничивать себя в начале болезни, которая уже проявилась как обсессивное влечение, встречается исключительно в группе с малопрогредиентным течением героиновой зависимости.

Вне интоксикации все еще сохраняется возможность психического и физического комфорта, хотя наркотизация становится в один ряд с другими значимыми для подростков явлениями. Психопатологические проявления ограничивалась неврозоподобным уровнем со всеми психопатологическими характеристиками и аффективным регистром. Психический дефект малозаметен, нарастает медленнее, а его окончательное формирование затягивается на долгие месяцы и годы.

При малопрогредиентном типе особенностью синдрома физической зависимости является его рудиментарность, парциальность, меньшая степень компульсивности влечения, замедленное развитие. Под действием обстоятельств больные могли отказаться от приема героина сознательно.

При малопрогредиентном типе течения героиновой зависимости отличием абстинентного синдрома было в целом меньшее по сравнению с среднепрогредиентным звучание психопатологического компонента — преобладал вегетативный компонент. Аффективные нарушения были умеренно выраженными, психопатологических нарушений не наблюдалось.

Тревожность пациентов носила чаще всего конкретный характер (возможные последствия наркотизации в семейных взаимоотношениях, учебе, опасение за свое здоровье и т. д.), не отмечалось тяжелых затяжных депрессий, фон настроения был пониженным, но устойчивым, иногда присутствовало чувство вины, но оно не доходило до степени самообвинения.

К способствующим замедлению прогредиентности развития наркомании факторам относятся психологические, личностные, социальные и микросоциальные особенности больных. К примеру, были доверительные и теплые отношения с родными и близкими или отсутствовала соматическая и психическая отягощенность, пациенты отличались высоким интеллектом (они либо учились, либо закончили высшие учебные заведения), имели конкретные цели в жизни, были активно заняты работой, учебой, различными хобби.

Более позднее начало наркотизации героином в указанной группе (17-19 лет) способствовало тому, что пациенты были более психически зрелыми, чем больные со средне- и высокопрогредиентными типами течения героиновой наркомании. У некоторых из них имеются в преморбиде черты неустойчивости и инфантилизма, но гораздо чаще встречается здоровый преморбид. Эти больные честолюбивы, целеустремленны, стеничны, не испытывают затруднений в общении с окружающими. Все эти пациенты происходят из относительно благополучных семей, их семейные отношения можно оценить как удовлетворительные. Поняв, что у них возникли проблемы с наркотиками, большинство из них обратились за помощью к родителям.

Подобная форма молодежной наркомании, как правило, может определяться эпидемиологической ситуацией, неблагоприятной микросредой и фактором психопатологической индукции, которым противостоит фактор психопатологической резистентности. Усвоение «правил» и «норм» сообщества наркоманов в данной ситуации происходит с трудом.

Малопрогредиентный тип течения героиновой наркомании характерен замедленным формированием основных симптомов и заболевания в целом, отсутствием или меньшей выраженностью социально-психологических последствий, меньшей тяжестью симптоматики, что в принципе позволяет расценить его как относительно доброкачественный вариант. Такие больные нечасто оказываются в поле зрения наркологов, а еще реже попадают в наркологический стационар, так как фактор интоксикационного дистресса не выражен. В данной группе возможны спонтанные ремиссии. Имеет ли подобная форма героиновой наркозависимости транзиторный характер, можно будет сказать только при гораздо более длительном анамнезе.

Невзирая на внешне благоприятные проявления героиновой зависимости, малопрогредиентная форма наркомании так же нуждается в лечении, как и высоко- и среднепрогредиентная формы, больные должны оставаться под наблюдением нарколога в течение нескольких лет. Даже при малопрогредиентном типе заболевания длительная наркотизация со временем ведет к анозогнозии, изменению личности. Также по мере снижения личности вполне возможен переход в среднепрогредиентную форму заболевания.

Катамнестические сведенья о пациентах, имеющих различные типы течения героиновой наркомании

Изучение трех форм прогредиентности героиновой наркомании показало, что развитие болезни определяется не только интоксикационным фактором. Необходимо выявление дополняющих (облегчающих, утяжеляющих, замедляющих или ускоряющих) причинных воздействий.

Это необходимо не только для определения адекватной лечебной помощи, но и для профилактики, а также в целях контроля над распространением болезни. Последний фактор, принимая во внимание учет наркологической ситуации в стране, крайне важен.

Выводы о лечении и профилактике героиновой наркомании у юношей и девушек

  1. Течение героиновой наркомании у лиц молодого возраста в соответствии с тяжестью психических нарушений с социальными последствиями, а также темпом формирования наркотической зависимости и сменой стадий болезни представлено тремя типами: малопрогредиентным, среднепрогредиентным и высокопрогредиентным.
  2. У лиц с наиболее неблагоприятным сочетанием предрасполагающих причин формируется высокопрогредиентный тип течения героиновой наркомании. Такими факторами являются негативное социальное окружение, неврологическая отягощенность (ЧМТ в анамнезе, малая мозговая дисфункция и т. д.), наличие преморбидных личностных девиаций. Все синдромы и симптомы болезни формируются в сжатые сроки и приводят к тяжелым медико-социальным последствиям.
  3. Среднепрогредиентный тип течения героиновой зависимости чаще всего формируется у лиц с наличием преморбидных личностных девиаций (но без неврологических нарушений). Синдромы и симптомы с героиновой наркомании формируются несколько медленнее, чем при высокопрогредиентном типе течения болезни. Медико-социальные последствия менее фатальны, но также довольно тяжелы.
  4. У стеничных целеустремленных людей без неврологических нарушений, с благополучным микросоциальным окружением, хорошим уровнем физического здоровья, достаточно высоким уровнем интеллекта и сохраненными доверительными внутрисемейными отношениями обычно формируется малопрогредиентный тип течения героиновой наркомании. Медико-социальные последствия, имеющие место в этом случае, менее выражены, чем при других типах течения.
  5. В реабилитации и лечении пациентов с героиновой наркоманией нужно учитывать прогредиентность заболевания: если больным со среднепрогредиентной и тем более с высокопрогредиентной формой показаны длительные и регулярно повторяющиеся курсы стационарного лечения с последующей длительной реабилитацией в специальных центрах, а больные с высокопрогредиентным течением болезни нуждаются в терапии резидуальных поражений ЦНС, то пациенты с малопрогредиентным типом, имеющие сохраненные внутрисемейные отношения, нуждаются в продолжительном амбулаторном наркологическом контроле.
  6. Профилактика наркотической зависимости, в том числе и героиновой, должна начинаться с детства и включать педагогические, медицинские и психологические методы воздействия. Дети с органическими заболеваниями ЦНС, соматически ослабленные, с задержкой развития нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении и обязательном контроле весь период взросления. Если же они еще и из неблагоприятной социальной среды, то обязательно необходимы комплексные коррекционные программы.
Для помощи в сложных ситуациях вы можете обратится к нашему международному сертифицированному гипнолог-психологу - Синельниковой Алине

Подробнее >>>

Наш телеграмм канал - Лечение алкоголизма и наркомании.

Для получения лучших условий, при обращении в реабилитационные центры, сообщите, что Вы по рекомендации МедАвис (medavis.ru)